Ranez.Ru |  
НГПУ
Факультет Иностранных Языков

Лента новостей

События факультета

События в мире

Новости сайта

Анонсы

Сюжеты новостей

Обсудить новости

Фотоальбом

Добавить новость

 

На Западе отказываются от электронных книг

← Предыдущая новость

Версия для печати

Следующая новость →

 

«Российские школы официально перешли на электронные книги. В соответствии с приказом Минобрнауки в федеральный перечень учебников могут попасть только те, которые имеют цифровые копии. Однако, по мнению экспертов, речи о прогрессе пока нет. Компьютерные книги — просто оцифровка бумажной версии.»

 

2016, Январь 15

На Западе отказываются от электронных книг

Российские школы официально перешли на электронные книги. В соответствии с приказом Минобрнауки в федеральный перечень учебников могут попасть только те, которые имеют цифровые копии. Однако, по мнению экспертов, речи о прогрессе пока нет. Компьютерные книги — просто оцифровка бумажной версии. Такой суррогат не может стать полноценным электронным учебником. Как ридеры влияют на здоровье детей и почему на Западе многие школы начинают отказываться от компьютеров? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила директор института возрастной физиологии российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

«Лента.ру»: По поводу необходимости электронных учебников на семейных интернет-форумах ведутся баталии. Но родители сходятся в одном — ридеры существенно разгрузят портфели. Это важный аргумент в их пользу?

Марьяна Безруких: Облегчение ранцев — единственное преимущество. Но так ли это важно? Мы сегодня все время сетуем на то, что ребенок много времени проводит за компьютером. Не усилит ли внедрение электронных учебников эту компьютерную зависимость? Вопрос достаточно серьезный и сложный. Электронные учебники должны бы, по идее, задавать совершенно другие виды деятельности. Иные, чем обычные книги. Необходимо интерактивное взаимодействие, другие варианты подачи информации, другие задания.

То есть компьютерные учебники не должны копировать обычные?

Да. Иначе какой в них смысл? А сейчас, к сожалению, большая часть учебников — прямой перевод бумажных книг в электронную форму. На мой взгляд это никакого положительного эффекта дать не может. Первый учебник, который я увидела в интернете, был букварь. Там загробным голосом диктор говорил: «Это пенал». Пенал светился. «Это ручка». Ручка светилась. «Это тетрадь». Светилась тетрадь. Я спросила разработчиков: вы понимаете, что уже после «тетради» ребенок не сможет ничего воспринимать? Он не в состоянии 17 раз подряд слушать одно и то же. Нет, говорят, мы этого не знали. Мы учебник копировали.

Учителя в курсе этих нюансов?

Крайне мало педагогов владеет методиками организации работы с компьютерами. Обучение учителей идет. Но еще раз повторяю, использование в школе электронных книг — задача со многими неизвестными. Нужен ведь не только учебник, но и определенные методические пособия. В том числе для учителя. Это серьезная задача. Я недавно познакомилась с совершенно уникальным образовательным комплектом, разработанным в одном из институтов Перми. Это действительно компьютерная система обучения. Она подразумевает и индивидуальную работу разного уровня сложности, и работу с другими детьми, анализ достижений учащихся. Эта система внедряется сейчас в Казахстане.

А у нас?

У нас же почему-то только в Пермском крае. Беда всех инноваций в образовании: заранее не просчитываются риски. Потом выясняется, что затея провалилась, но все ждут, пока эта инновация умрет самостоятельно. Прежде, чем массово внедрять электронные учебники, хорошо бы хотя бы в пилотном эксперименте изучить, насколько это полезно, дает ли какой-то эффект и какой эффект. К сожалению, подобного исследования не проводилось.

Могут ли электронные книги негативно влиять на здоровье ребенка?

Конечно. Ребенок устает в процессе чтения, а не будет ли он уставать еще больше, используя электронный учебник? У ридеров, например, разная разрешающая способность экрана, разный шрифт, размер поля. Все это оказывает определенное воздействие на организм. Значение имеет даже длина строки. Если она короткая, то это усиливает напряжение. Часто издатели не понимают элементарных вещей, о которых давно известно медикам. Разработчики считают, что чем больше картинок на электронной странице, тем лучше. А на самом деле это не так. Неслучайно в свое время были сформулированы очень жесткие требования к шрифту, четкости, размеру строки обычных школьных учебников.

Сторонники планшетов и прочих ридеров говорят, что в прошлом веке, когда переходили от перьевой ручки к шариковой, всех тоже пугали, что это губительно скажется на здоровье детей.

Это совершенно разные вещи. Я не говорю, что электронные книги — плохо. Я говорю о том, что хорошо бы провести исследование и понять, как использовать их эффективней. Понятно, прогресс не остановить. Для детей важна компьютерная грамотность. Вопрос в том, как именно использовать электронные книги и какими они должны быть. И ответа на него пока нет.

Но ведь года три назад Минобрнауки проводило в регионах эксперимент по использованию разных видов ридеров на уроках?

Там учитывались только учебные результаты, однако не анализировалось какой ценой они были получены, пострадало ли здоровье детей или наоборот. Есть оценка функциональной цены, которую платит организм за разные виды деятельности: напряжение, утомление. Это все можно проанализировать. Кроме того, СанПин жестко регламентирует применение компьютера в школах. Для первоклассников — не более 20 минут, для 11-х классов — максимум 35 минут. Учитывая это, необходимо понять, на каком уроке, в каком объеме, какие виды заданий наиболее эффективно выполнять на компьютерах. То есть вопросов много.

Что сейчас можно сказать о здоровье школьников?

У нас примерно 25-30 процентов детей первой группы здоровья, то есть абсолютно здоровых. У остальных те или иные отклонения. Причем показатели меняются. Раньше всегда на первом месте были лор-заболевания. Но в последние два года отмечается ухудшение зрения у школьников. И это может быть связано в том числе с компьютерами. Поэтому добавлять факторы, которые могут еще больше усугубить ситуацию, по меньшей мере нецелесообразно.

На Западе этой проблемой занимаются?

Во многих странах мира, где ридеры внедряются уже давно, постоянно отслеживается их эффективность. И никакого особенного положительного эффекта ученые не заметили. Наоборот, публикуется все больше исследований о том, что это дает достаточно высокую нагрузку для зрения, дополнительное функциональное, психологическое и эмоциональное напряжение и так далее. Уже есть школы, где отказываются от электронных книг. Например, в Кремниевой долине компьютеры из процесса обучения детей исключили. Местные преподаватели считают, что это не самый лучший вариант для того, чтобы научить ребенка думать, а не получать готовую информацию.

Есть ли преимущество бумажных книг перед электронными?

Работа с бумажной книгой также достаточно напряженный вид деятельности. Но все зависит от задачи, которую ставит педагог. Одно дело просто читать. А другое — научить читать так, чтобы запомнить. Запомнить на короткое время или навсегда.

Говорят, что компьютеры формируют клиповый тип мышления?

Это тоже из разряда мифов. Не очень понятно, что это такое с точки зрения физиологии или психофизиологии.

Сколько времени могло бы занять исследование электронных книг?

Пару лет как минимум.

Беседовала Наталья Гранина

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Об этом сообщает сайт www.lenta.ru



Информация по тексту

Заголовок:

На Западе отказываются от электронных книг

Ключевые слова для статьи

Российские, школы, официально, перешли, электронные, книги, соответствии, приказом, Минобрнауки, федеральный, перечень, учебников, могут, попасть, только, имеют, цифровые, копии, Однако, мнению, экспертов, речи, прогрессе, пока, Компьютерные, просто

Метки:

В России Дети Законодательство Школа

Раздел:

События в мире

Дата добавления:

2016, Январь 15

Просмотров:

3238

Версия для печати:

Версия для печати Версия для печати

Копия в блог:

Копия в блог Копия в блог

Добавил(а)

Ranez.Ru

Верх страницы

Ссылки по теме

19.01.2016

Минобрнауки внедряет новый способ дебюрократизации работы учителей в школах

Раздел: События в мире

Комментарии к этой новости

13.01.2016

Хотите учиться заочно? Школа не имеет права отказать!

Раздел: События в мире

Комментарии к этой новости

08.01.2016

Вступил в силу приказ Минобрнауки, устанавливающий процедуру госэкзаменов в вузах

Раздел: События в мире

Комментарии к этой новости

08.01.2015

Медведев утвердил создание и внедрение новой структуры вузов

Раздел: События в мире

Комментарии к этой новости

06.01.2015

На поддержку ведущих вузов России будет выделено 12 млрд рублей

Раздел: События в мире

Комментарии к этой новости

06.01.2015

Педагогами, имеющими судимость, будут заниматься комиссии по делам несовершеннолетних

Раздел: События в мире

Комментарии к этой новости

04.11.2014

Эксперты назвали слабые места Закона «Об образовании в РФ»

Раздел: События в мире

Комментарии к этой новости

 

Написать комментарий  |  Читать все комментарии

 

Имя

Комментарии

К текущему тексту комментарии отсутствуют.

 

Верх страницы

 

Написать комментарий
Сокровища Монтесумы 3. Скачать долгожданное продолжение любимой логической игры!

Последние новости

2016, Февраль 07
2016, Январь 22
2016, Январь 21
2016, Январь 20
2016, Январь 19
Лента новостей

Наиболее читаемые новости

Показать топ новостей

Список новостных сюжетов

IELTS   Абитуриенту   Алексей Герасёв   Аналитика   Анатолий Локоть   Анимация   Аспиранты   Безопасность   В мире   В Новосибирске   В России   вебинар   Владимир Путин   Выпускнику   Выставка   Высшее образование   Герасёв А.Д.   Год учителя   Даты   День открытых дверей   Деньги   Дети   Дмитрий Ливанов   Дополнительное образование   Дошкольное образование   ЕГЭ   Законодательство   Зарубежный опыт   Здоровье   Итоги   Каникулы   Качество образования   КВН   Китайский Язык   Комментарии   Конкурсы и гранты   Конференции   Конфликты   Криминал   Льготы   Магистратура   Минкультуры   Минобрнауки   Минтруда   Мнения и личный опыт   Мультипликация   Национальный проект   Начальная школа   НГПУ   НГТУ   НГУ   НГУЭУ   Новости сайта   Обзоры   Образование за рубежом   Образование и общество   Обучение взрослым   Обучение онлайн   Обучение языку   Олимпиады   Отдых   Педагоги   Повышение квалификации   Политика образования   Праздники   Пресс релиз   Происшествия   Разное   Результаты   Репетиторы   Родители   Рособрнадзор   Русский язык   События   Средняя школа   Студенту   Студенты   Субсидии и льготы   Технологии   Ученые   Финансирование образования   ФИЯ   Школа   Школьники   Экзамены   Языковой лагерь   Языковые курсы  
Облако тэгов

Понравился сайт?!

Размести ссылку на эту страницу у себя в блоге:)

 
Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ГК РФ.