Ranez.Ru |  
НГПУ
Факультет Иностранных Языков

Разделы Ranez.Ru

Алфавитный указатель

История поступлений

Самые читаемые

Топики на английском

Топики на немецком

Библиотека

Цитата дня

Обсудить статью

Фотоальбом

>> Добавить статью


Каталог ссылок

Справка (FAQ)

 

Теоретическая грамматика

Ranez.Ru > Помощь в учебе абитуриентам и студентам > Студенту > Методические рекомендации >

Версия страницы для печати

Методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета «теоретическая грамматика»

Объяснительная записка

  1. Цели и задачи дисциплины

  2. Требования к уровню усвоения дисциплины

  3. Количество аудиторных и внеаудиторных часов по семестрам

  4. Особенности преподаваемой дисциплины.

  5. Краткое описание подготовки и проведения семинарского занятия.

  6. Трудности, с которыми студенты могут столкнуться в ходе изучения дисциплины, особенно в процессе самостоятельной работы.

  7. Примерный перечень вопросов и заданий для экзамена.

  8. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  9. Календарно-тематический план самостоятельной работы студентов.


ДПП.Ф.05 Теоретическая грамматика: Предмет грамматики как науки; грамматический строй языка, грамматическая форма и грамматическое значение, грамматические категории, морфология и синтаксис, основные единицы морфологии и синтаксиса, виды морфем, морфемный состав слова, части речи и их морфологические категории, предложение в его отношении к языку и речи, типы предложения, порядок слов, грамматика текста. Теория актуализации. Понятие ядра и периферии в языке. Методы грамматического анализа. этапы развития теоретической грамматики.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Теоретическая грамматика» для студентов 4 курса – дать студентам обобщающее введение в проблематику современных грамматических исследований и, соответственно, в методику научно – грамматического анализа языкового материала.

Задачи дисциплины:

    • теоретически осветить основы грамматического строя английского языка в соответствии с современным состоянием науки о языке в его двух взаимосвязанных и взаимно – дополнительных функциях (когнитивной и коммуникативной);

    • ввести студентов в наиболее важные проблемы современных научных исследований грамматического строя английского языка.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

    • принципы формирования и функционирования морфологических и синтаксических систем английского языка;

    • ведущие направления исследований в актуальной грамматической проблематике.

Студент должен уметь:

    • самостоятельно перерабатывать фундаментальную и текущую научную информацию по предмету,

    • делать обобщения и выводы как из данных, приводимых в специальной литературе, так и из собственных наблюдений над фактическим языковым материалом в его разных речевых формах;

    • компетентно сопоставлять грамматические явления английского и родного языков;

    • применять теоретические знания по грамматике английского языка к практическому преподаванию английского языка на разных ступенях обучения;

    • владеть навыком самостоятельной работы с теоретико-грамматической литературой.

3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Англо-немецкое отделение (2 языка)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

Общая трудоемкость

120

60

60

Аудиторные занятия

60

30

30

Лекции

40

20

20

Лабораторно-практические занятия

20

10

10

Самостоятельная работа

60

30

30

Вид итогового контроля



экзамен

Английское отделение (1 язык)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

Общая трудоемкость

130

60

70

Аудиторные занятия

65

30

35

Лекции

40

20

20

Лабораторно-практические занятия

25

10

15

Самостоятельная работа

65

30

35

Вид итогового контроля



экзамен



№ п/п

Разделы дисциплины

лекции

семинары

Самостоятельная работа

7 СЕМЕСТР

1.

Грамматика в уровневой теории языка. Особенности грамматической системы современного английского языка.

4

1

4

2.

Основные понятия морфологии.

2

1

4

3.

Грамматическая форма и грамматическая категория.

2

1

4

4.

Проблема частей речи и их взаимодействие.

2

2

6

5.

Имя существительное и его грамматические категории.

4

2

6

6.

Глагол и его грамматические категории.

4

3

6

7.

Имя прилагательное и наречие в системе частей речи

2

1

4

8 СЕМЕСТР
 

8.

Синтаксический уровень английского языка. Единицы синтаксического уровня.

2

2

2

9.

Словосочетание как единица синтаксиса.

2

2

4

10.

Простое предложение и его категории.

2

2

4

11.

Структурный аспект предложения.

2

2

4

12.

Семантический аспект предложения.

2

2

4

13.

Коммуникативный аспект предложения и актуальное членение.

4

2

6

14.

Члены предложения.

2

2

4

15.

Текст и его грамматические категории.

2


5

16.

История развития грамматических учений.

2


2

Итого:

40

25

35

4. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

По данной теоретической дисциплине предлагается рейтинговая система оценивания, которая позволяет учитывать степень подготовки студента по теоретической проблеме, глубину и объем проработанного материала, активность студента в обсуждении предложенных теоретических вопросов, самостоятельность и аргументированность суждений, выполнение практических заданий, т.е. степень «формальности» подхода студента к данной дисциплине.

Рейтинговая система показывает успеваемость студента по дисциплине, стимулирует систематическую регулярную работу студента, повышает состязательность в учебе, способствует объективно оценивать знания студента, повышает уровень организации образовательного процесса на факультете. Оценка успеваемости студентов оценивается по 10-бальной шкале

При ответе студента преподаватель учитывает:

  1. глубину и объем проработанного материала;

  2. активность студента в обсуждении других предложенных теоретических вопросов, самостоятельность и аргументированность суждений;

  3. выполнение практических заданий.

При выставлении текущего рейтинга учитывается посещаемость семинаров. Перед экзаменом подсчитывается текущий рейтинг студентов по дисциплине. Ответ студента на экзамене также оценивается в баллах 10-бальной шкалы и составляет экзаменационный рейтинг студента по дисциплине. После сдачи экзамена подсчитывается общий рейтинг студента:

Общий рейтинг = тек. рейтинг ?0,4 + экз.рейтинг ? 0,6

Баллы 10-бальной шкалы переводятся в привычные оценки «четырехбальной» шкалы следующим образом:

Баллы 10-бальной шкалы

Оценка «четырехбальной» шкалы

8,5 – 10

отлично

7 – 8,4

хорошо

5 – 6,9

удовлетворительно

Менее 5

неудовлетворительно


5. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По дисциплине «Теоретическая грамматика» рекомендуется проводить занятия в форме семинаров, что позволяет дать студентам глубокие знания о грамматической системе современного английского языка, что должно привести к умению объяснять языковые факты, оперируя прогрессивными теориями, имеющими большую объяснительную силу.

Семинарские занятия – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Такие занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных разделов дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.

На семинарах студенты учатся излагать суть анализируемого языкового явления, уметь обнаружить и прокомментировать явление в практических упражнениях, аргументировать свои ответы, опираясь на полученные теоретические знания. Все это помогает совершенствовать навыки и умения, необходимые современному специалисту.

Содержание семинарского занятия определяется его формой и зависит от тематики. Это главным образом обсуждение теоретических вопросов и выполнение практических заданий, сопровождаемых теоретические вопросы, предложенные в плане семинарского занятия.

Каждый семинар состоит из следующих этапов:

  1. высказывания студентов по вопросам, предложенным для обсуждения в плане семинарского занятия;

  2. обсуждение проблемных моментов,

  3. выполнение практических заданий, направленных на обнаружение и обсуждение искомого языкового явления.


  1. ЭТАП – высказывания студентов по вопросам, предложенным для обсуждения в плане семинарского занятия. После прослушивания лекций студентам заранее предлагаются планы семинарских заданий с указанием соответствующей проблематики для обсуждения на занятии. Как правило, вопросы для обсуждения основываются на лекционном материале и на материале учебников по данному курсу. Список необходимой литературы для подготовки к каждому семинару прилагается после вопросов. Вопросы построены таким образом, что каждый последующий вопрос так или иначе возвращает студентов к предыдущим обсужденным вопросам и заставляет подойти к искомой проблематике комплексно. На семинаре студенты по желанию высказываются по вопросам и/ или делают сообщения. Необходимым условием является иллюстрация излагаемого материала примерами, обнаруженными студентами самостоятельно в текстах художественной литературы (а не в текстах учебников).

  2. ЭТАП - обсуждение проблемных моментов. Если студент излагает факты на основе одного источника, преподавателем предлагаются вопросы, затрагивающие теоретические подходы других школ и направлений, а также отдельных ученых. Предложенная таким образом дискуссия позволяет охватить масштабность данного явления, необходимость его анализа и понимания, подтолкнуть студентов к обсуждению аргументов различных авторов и, в результате, придти к определенному решению – выбрать тот теоретический подход, который имеет на данный момент наибольшую объяснительную силу.

  3. ЭТАП - выполнение практических заданий, направленных на обнаружение и обсуждение искомого языкового явления. Данный этап позволяет студентам на практике продемонстрировать теоретические знания, применяя логический анализ. Этот этап непосредственным образом позволяет почувствовать тесную взаимосвязь теории и практики, анализируя фактический материал, взятый из многочисленных источников художественной литературы. Каждая теоретическая проблема, предложенная для обсуждения на семинаре, подкрепляется соответствующим упражнением, содержащим практический материал из художественной литературы. Упражнения сопровождают вопросы семинарских занятий и студенты, соответственно, заранее их выполняют. Приветствуется использование примеров из упражнений для иллюстрации изложения теоретического вопроса.

6. ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ МОГУТ СТОЛКНУТЬСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ОСОБЕННО В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

  1. В связи с тем, что ознакомление с теоретическим материалом происходит на лекциях и на английском языке, одной из основных трудностей для студентов 4 курса может быть письменная запись теоретического материала. Поэтому рекомендуется обращаться к источникам научной литературы, на которые ссылается преподаватель.

  2. При работе над теоретическим материалом рекомендуется комплексно подойти к исследуемой проблеме, привлекая научную литературу, указанную после теоретических вопросов к каждому семинару. Студенты могут привлекать данные Internet источников с указанием электронного адреса. При подготовке к ответу студент может в качестве иллюстративного материала использовать примеры из соответствующих упражнений и примеры из художественной литературы, полученных самостоятельно.

  3. Помимо упомянутых выше рекомендаций по организации работы с материалом, непременными условиями овладения курсом являются:

  • регулярное посещение лекций и семинарских занятий;

  • активное участие в семинарах;

  • самостоятельная работа.


7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА В 8 СЕМЕСТРЕ.

  1. Основные функции языка и определение языка с точки зрения выполняемых им функций. Языковые уровни и взаимодействие между ними.

  2. Особенности грамматической структуры английского языка.

  3. Теория морфемы. Классификация морфем.

  4. Грамматическое значение.

  5. Грамматическая форма. Типы формообразования в английском языке.

  6. Грамматическая категория. Теория оппозиций.

  7. Функционально – семантическая категория.

  8. Части речи. Критерии классификации.

  9. Система частей речи в английском языке. Знаменательные и служебные (функциональные) части речи.

  10. Структура частей речи и их взаимодействие. Синтаксическая транспозиция и ее функции.

  11. Общая характеристика существительного.

  12. Особенности выражения категории рода у существительных.

  13. Грамматическая категория числа у английских существительных.

  14. Грамматическая категория падежа.

  15. Общая характеристика глагола. Подклассы глаголов в английском языке.

  16. Грамматическая категория времени.

  17. Грамматическая категория аспекта.

  18. Грамматическая категория временной соотнесенности.

  19. Грамматическая категория наклонения. Основные проблемы в изучении системы наклонений английского языка.

  20. Система наклонений в английском языке.

  21. Грамматическая категория залога.

  22. Проблема определения предложения.

  23. Категория предикативности.

  24. Категория модальности.

  25. Категория отрицания.

  26. Классификация предложений в соответствии с синтаксической структурой.

  27. Проблема элементарного предложения.

  28. Синтаксические процессы расширения и компрессии элементарного предложения.

  29. Семантическая структура предложения. Отношения, существующие между синтаксической и семантической структурами предложения.

  30. Классификация предложений в соответствии с целью высказывания. Транспозиция на уровне коммуникативных типов предложения.

  31. Актуальное членение предложения.

  32. Проблема членов предложения.

  33. Синтаксис фразы.

  34. Сложноподчиненное и усложненное предложения.

  35. Сложносочиненное и усложненное предложения.

  36. Текст и его основные категории.


8. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Грамматическая семантика.

  2. Проблема нулевой грамматической формы.

  3. Проблема грамматической нормы.

  4. Принципы субкатегоризации (подклассового разбиения) частей речи.

  5. Транспозиция в грамматических категориях.

  6. Прилагательное.

  7. Наречие.

  8. Числительное.

  9. Служебные слова.

  10. Словосочетание.

  11. Синтаксис текста и его организация.


Внимание!!!

Внимание!!! Вся ответственность за использование данного материала полностью возлагается на человека, его использующего. Администрация сайта не несет ответственности за возможные неточности; фактические и орфографические ошибки в тексте; за проблемы, которые могут возникнуть на экзаменах, зачетах или при других формах проверки знаний. Скрыть предупреждение!



← Предыдущий текст
Французский язык (второй иностранный)

 

Следующий текст →
Families. Advantages and disadvantages.


Информация по тексту (показать все / скрыть)

Нашли ошибку?!

Если Вы вдруг обнаружили в тексте ошибку, сообщите, пожалуйста, нам.

Авторское право

© 2003—2017 Любое использование материалов, перепечатка их, размещение на каких-либо других источниках хранения и переноса данных (информации) только с разрешения авторов публикаций и администрации сайта. При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна!


Проголосовать:    1   2   3   4   5 

Имя

Комментарии

К текущему тексту комментарии отсутствуют.

* Комментарии к материалам являются частными мнениями лиц, их написавших.


Читать все комментарии



Верх страницы

Оставить отзыв
Сокровища Монтесумы 3. Скачать долгожданное продолжение любимой логической игры!

Новые материалы

2013, Май 23
2013, Февраль 24
2012, Ноябрь 04
2012, Октябрь 11
2011, Декабрь 27
2011, Декабрь 02
2011, Ноябрь 01
2011, Октябрь 23
2011, Август 09
Все поступления

Популярное в этом месяце

Популярные статьи

Ответы на Форуме

Последние обсуждения

Понравился сайт?!

Размести ссылку на эту страницу у себя в блоге:)

 
Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ГК РФ.