Ranez.Ru |  
НГПУ
Факультет Иностранных Языков

Разделы Ranez.Ru

Алфавитный указатель

История поступлений

Самые читаемые

Топики на английском

Топики на немецком

Библиотека

Цитата дня

Обсудить статью

Фотоальбом

>> Добавить статью


Каталог ссылок

Справка (FAQ)

 

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Ranez.Ru > Помощь в учебе абитуриентам и студентам > Преподавателю >

Версия страницы для печати

Еще в 1988 году А.А. Дубровский в статье «Открытое письмо врача учителю» призывает учителей быть ответственными за здоровье своих воспитанников, говоря «о недопустимости малейшего вреда для здоровья учащегося». Двенадцать лет прошло с тех пор... И что же можно сказать о здоровье наших детей сегодня, о влиянии особенностей учебно-воспитательного процесса, о школьных перегрузках на «тот фундамент, который ни при каких обстоятельствах нарушать нельзя»?

Теперь приходиться говорить не только о состоянии здоровья школьников, но и об общем демографическом положении в России. Данные по основным демо-графическим показателям России, Сибири и города Новосибирска и перспективы развития оздоровления населения приводит в своих выступлениях и научных трудах академик В.П. Казначеев (1, 2). Ситуация такова, что проблема выживания народонаселения Сибири рассматривается как важнейшая в проблеме здоровья суперэтноса, а просвещение и образование — как механизм решения проблемы российской нации.

Сформулированный на съезде работников образования социальный заказ — «вырастить человека свободного, широко и самостоятельно мыслящего, способного на интеллектуальный поиск и творческие решения» — был подхвачен передовыми педагогами. Так родилось «вариативное образование», «педагогическое новаторство», что само по себе — значительный шаг в развитии образования. Новый заказ получен, а исполнители кто? Те же учителя, которые в силу своей консервативности, сформировавшихся психолого-педагогических установок оказались не готовы к «педагогике сотрудничества», «гуманизации учебного процесса».

В результате введения новых образовательных технологий, интенсификации учебного процесса многократно возросла нагрузка как на учеников, так и на педагогов. В силу сложившихся экономических обстоятельств учителя работают, как правило, на две ставки и, накапливая усталость, ставят в состояние стресса себя и учеников. В процессе урока забывается порой о профессионально-этических принципах, о необходимости создания на уроке обстановки доверительных, дружеских, эмоционально-положительных отношений.

Таким образом, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, является причиной возникновения таких неврозов, как истерия, депрессия, фобия.

По данным социологического исследования отдела образования Железнодорожного района г. Новосибирска, 61% опрошенных учащихся ответили, что оценка используется в качестве наказания, а 51% — что дисциплина достигается с помощью удаления с уроков. Высокую детскую тревожность и страх перед школой родители связывают с неуважением к личности ученика (43,6%); почти 30% учащихся 9—11-х классов заявили, что приходилось испытывать словесное оскорбление со стороны учителя, а 39% учащихся 9-х классов — шантаж, и только 48% учащихся в школе себя чувствуют комфортно. По мнению родителей (93%), наиболее важные факторы, влияющие на здоровье школьников, — это повышение учебной нагрузки и увеличение потока информации.

О вредном воздействии на здоровье детей учебной перегрузки говорит и тот факт, что в гимназиях, лицеях и других учебных заведениях нового типа (где нагрузка на ребенка — восемь и более уроков) заболеваемость возрастает в 2,5 раза, и на первое место выходят нервно-психические расстройства.

Таким образом, назрела необходимость принятия срочных психолого-педагогических и организационных мер для искоренения такого распространенного заболевания учащихся, как дидактогенный невроз. «Для всех учителей должно стать законом, что никакие новации, никакая инициатива и творчество, никакая интенсификация учительского труда не должны идти впереди здоровья учащегося» (3).

Сегодня, в период глобальной информатизации, когда репродуктивная форма обучения практически изжила себя, перед педагогом стоит задача научить ребенка самостоятельно добывать знания, делая упор на основную функцию человеческого мозга — мышление, а не на вторичную — память.

Любой урок должен быть в большей или меньшей степени проблематичным. Учитель организует особую ситуацию, для решения которой у учащегося нет готовых ответов. Ребенок учится мыслить, приходит к выводу, что знания не имеют завершенности, итоговой стороны, что они всего лишь отправная точка, повод для размышления о многообразии мира и своей роли в нем.

Следующим фактором, влияющим на здоровье ребенка в школе, является недостаточная адаптация учебно-воспитательного процесса к индивидуальным психофизическим и психосоциальным особенностям учащихся. Принцип индивидуально-личностного отношения к ребенку предполагает учет акцентуаций характера, зависящих, в первую очередь, от темперамента, конституциональных особенностей, особенностей мышления (лево- и правополушарный тип), особенностей восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик).

Для воплощения принципа личностно-ориентированного образования педагог должен хорошо знать психолого-педагогические особенности детей, владеть технологическими методиками ведения урока с учетом основных психосоциальных и психофизиологических особенностей школьников.

Существует множество приемов технологии критического творческого мышления и форм обучения, которые снижают стрессовое состояние школьников, повышают степень усвоения материала:

  • Мозговая атака.
  • Кооперативное творчество или КТД.
  • Групповая и индивидуальная работа.
  • Взаимоопрос и взаимообучение.
  • Проективные методики.
  • Свободное письменное задание.
  • Конкурсы, викторины, игротеки.
  • Образование через общение. И т.д.

Учитель в этой ситуации является лишь направляющим звеном: он подготавливает процесс и предоставляет выбор.

Приемов и методов обучения множество. Выбор наиболее рациональных, здоровьесберегающих технологий и многие другие задачи психолого-педагогической деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья решаются в рамках Школы передового валеологического опыта (ШПВО).

ШПВО организована в 1997 году на базе Городского центра образования и здоровья «Магистр» под руководством директора центра, доктора медицинских наук, профессора Н.А. Скляновой и кандидата биологических наук, доцента НГПУ, Н.П. Абаскаловой.

Основная цель обучения в ШПВО ввиду инновационного характера работы — выработка единого подхода в решении вопросов здоровья в школе с научно-обоснованным учебно-воспитательным процессом, учитывающим психофизиологические, типологические, конституциональные и возрастные особенности учащихся.

Задачи, стоящие перед педагогами ШПВО:

  • Сформулировать основные психолого-педагогические требования к учебно-воспитательному процессу в школе с учетом сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов.
  • Разработать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания применительно к конкретным школьным условиям.
  • Повышение научно-теоретического уровня знаний в вопросах психофизиологического, психосоциального и психосоматического здоровья взрослых и детей.
  • Повышение мотивации детей и педагогов на сохранение и укрепление здоровья.
  • Освоение основных принципов здорового образа жизни, методы и способы психофизической саморегуляции.
  • Формирование у учащихся знаний о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыков здорового образа жизни.

Деятельность ШПВО охватывает следующие направления.

Научно-теоретическое направление

Лекции и семинары, проводимые ведущими учеными города, которые раскрывают современное состояние проблемы сохранения здоровья детского и взрослого населения.

Методическая работа

  • Анализ методов, приемов технологий для реализации программы непрерывного валеологического образования.
  • Разработка уроков здоровья и внедрение программ «Здоровье» в учебно-воспитательный процесс, учитывая межпредметные связи.
  • Анализ литературы, используемой учителями, учениками, родителями.
  • Проведение практикумов — психологические тренинга, тренинги психофизической саморегуляции.

Исследовательская работа

  • Анкетирование и тестирование участников ШПВО.
  • Анализ состояния здоровья участников ШПВО.
  • Организация научно-исследовательской работы по формированию навыков здорового образа жизни.
  • Разработка индивидуальных оздоровительных рекомендаций.

Работа по обмену опытом

  • «Круглые столы», конференции.
  • Выездные семинары в базовые школы города и области, имеющие опыт работы по программам здоровья.
  • Открытые уроки здоровья.

Формирование культуры здоровья необходимо рассматривать как важнейший элемент культуры населения. При этом надо учитывать, что диапазон знаний в этой области неуклонно расширяется. Появляются новые разделы науки, углубляются межпредметные связи. В настоящее время сформировавшиеся представления о физической культуре, здоровом образе жизни, основах медицинских знаний и основах безопасности жизнедеятельности не отражают и не удовлетворяют в полной мере естественной потребности человека — быть здоровым физически и духовно, осознавая ценность здоровья как часть общечеловеческой культуры.

В ситуации стремительных и непрогнозируемых новаций, когда передача духовных ценностей может осуществляться только в процессе диалога, нельзя допустить появление неэффективных механизмов обучения, разрушительных для здоровья ребенка образовательных маршрутов. Образовательный процесс необходимо рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья индивида.

Процесс повышения уровня здоровья в образовательных учреждениях города не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов, работающих в школе. Известна четкая закономерность зависимости не только психического, но и физического здоровья детей, в том числе их иммунореактивного статуса, от личностных характеристик воспитателя или педагога.

По данным анкетирования слушателей ШПВО наблюдается корреляционная зависимость между состоянием здоровья педагогов и комплексными показателями здоровья их воспитанников. Также четко просматривается прямо пропорциональная зависимость между количеством педагогов района, являющихся слушателями ШПВО, и количествами школ, работающих по программе «Здоровье» и имеющих положительную динамику в мониторинге состояния здоровья детей.

Среди учителей — слушателей школы (а это учителя валеологии, предметов естественно-гуманитарного цикла, социальные педагоги и психологи большинства районов города Новосибирска и области) был проведен анализ ориентирования педагогов по терминальным (жизненным) ценностям, который выявил, что для 90% учителей здоровье является ценностью номер один. Это категория учителей с высокой мотивационной потребностью в здоровье и здоровом образе жизни, с участием или под руководством которых организована работа по программам «Здоровье» в образовательных учреждениях города.

Школа передового опыта при Городском центре образования и здоровья «Магистр» создана для того, чтобы обеспечить новое качество подготовки педагога, позволяющее овладеть методами совместного творчества педагога и учащегося в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других.

Литература

  1. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с.
  2. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. - Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Костромской государственный педагогический университет, 1996. - 248 с.
  3. Хрестоматия по педагогике. Часть I. - Барнаул: Издательство БИТУ, 1999. - 198 с.


Внимание!!!

Внимание!!! Вся ответственность за использование данного материала полностью возлагается на человека, его использующего. Администрация сайта не несет ответственности за возможные неточности; фактические и орфографические ошибки в тексте; за проблемы, которые могут возникнуть на экзаменах, зачетах или при других формах проверки знаний. Скрыть предупреждение!



← Предыдущий текст
Почему мужчинам живется труднее, чем женщинам...

 

Следующий текст →
Первый выпуск рассылки "American English: specific features"


Информация по тексту (показать все / скрыть)

Нашли ошибку?!

Если Вы вдруг обнаружили в тексте ошибку, сообщите, пожалуйста, нам.

Авторское право

© 2003—2017 Любое использование материалов, перепечатка их, размещение на каких-либо других источниках хранения и переноса данных (информации) только с разрешения авторов публикаций и администрации сайта. При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна!


Проголосовать:    1   2   3   4   5 

Имя

Комментарии

Е.В.Руденский
Дата: 09.10.2009 09:08
IP: Logged

Крайне интересная и актуальная во все времена публикация. проблемы поднятые в ней освешают один из вопросов, связанных с онтогенетической виктимизацией личности в образовательном процессе. Хорошо, что ...

* Комментарии к материалам являются частными мнениями лиц, их написавших.


Читать все комментарии


Написать комментарий

Имя:

E-mail:

Комментарии:

 

** Отправляя комментарий, Вы соглашаетесь с тем, что Вы даёте право сайту воспроизводить Ваше имя, Ваши слова и указанные Вами аттрибуты. Администрация сайта имеет право отказать в размещении комментария без объяснения причин. Реклама и мат запрещены!


Верх страницы

Оставить отзыв
Сокровища Монтесумы 3. Скачать долгожданное продолжение любимой логической игры!

Новые материалы

2013, Май 23
2013, Февраль 24
2012, Ноябрь 04
2012, Октябрь 11
2011, Декабрь 27
2011, Декабрь 02
2011, Ноябрь 01
2011, Октябрь 23
2011, Август 09
Все поступления

Популярное в этом месяце

Популярные статьи

Ответы на Форуме

Последние обсуждения

Понравился сайт?!

Размести ссылку на эту страницу у себя в блоге:)

 
Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ГК РФ.